«Свердловская железная дорога в годы войны»
Путь к победе в Великой Отечественной войне пролегал через ожесточённые сражения, воинские и трудовые подвиги, величайшие тяготы и испытания. Фронт был везде – на передовой и в тылу.

В Красную Армию было призвано более 11 тысяч работников Свердловской железной дороги. В галерее славы нашей магистрали – Герои Советского Союза и кавалеры ордена Славы всех трех степеней.

Родина высоко оценила труд уральских железнодорожников: работникам М.Казанцеву и А. Черепанову присвоено звание Героя Социалистического Труда, 376 человек отмечены государственными наградами, 654 – значками «Почетному железнодорожнику». В эти трудные годы родилось много ценных починов, прогрессивных методов и форм работы.

Июнь-июль 1941 г.
Ишимские железнодорожники сформировали две колонны паровозов, укомплектовали их бригадами и отправили на фронт. В депо, которое возглавил С.Трибурт, был налажен массовый выпуск минометов.
Июнь-ноябрь 1941 г.
На Урал эвакуировано более 800 промышленных предприятий, в том числе 200 в Свердловскую и 124 в Молотовскую (Пермскую) области.
Июль-август 1941 г.
В депо Тюмень восстановили прибывший с фронта паровоз ФД-21-3031. Обслуживался бригадой машиниста М.Ковязина. За высокие показатели в работе ему было присвоено звание «Лучший паровоз по сети дорог СССР». Установлен на вечную стоянку у Дворца культуры «Железнодорожник» в г. Тюмень.
Август 1941 г.
Для воинов Красной Армии собрано свыше 42 500 теплых вещей. За первые 6 месяцев войны работники дороги внесли в фонд обороны Родины наличными 11 млн. рублей, проводили целевые сборы на постройку танков, самолетов, бронепоездов.
Осень 1941 года
Машинисты депо Чусовская работали на двух электровозах, соединённых по системе многих единиц. Инициатор начинания И.Чурин первым начал водить двумя электровозами поезда тройного веса.
Октябрь 1941 года
По инициативе инженера Н.Смирновой к 23 февраля 1942 года был создан и отправлен на фронт бронепоезд «Свердловский железнодорожник».
2 декабря 1941 г.
Из паровозного депо Перми отправлен на фронт бронепоезд «Молотовский рабочий». Здесь же в 1942 г. создан 26-й отдельный дивизион, состоявший из двух бронепоездов «Александр Невский» и «Александр Суворов».
1941 г.
По призыву профсоюза созданы трудовые движения «Двусотник» и «Гвардейцы тыла», направленные на обеспечение двойной и тройной норм выработок.
Январь 1942 года
За 25 дней в вагонном депо Тюмени построен поезд-баня, который прошел всю войну. Поезд состоял из 10 вагонов, был рассчитан на посещение сотни человек в час. Организатором строительства был комиссар С.Пацко.
Январь 1942 г.
Железнодорожниками Егоршинского построен военно-санитарный поезд из 17 вагонов. С января 1942 г. по апрель 1945 г. ВСП № 227 совершил 40 рейсов, перевез более 19 тыс. раненых, прошел 152 332 км.
29 апреля 1942 г.
На фронт отправлен бронепоезд «Чусовской рабочий», который с боями прошел до границы Восточной Пруссии, затем участвовал в боях на Дальнем Востоке.
Май 1942 года
Государственный комитет обороны СССР принял решение прекратить призыв железнодорожников в Красную Армию и вернуть из нее на транспорт наиболее квалифицированных специалистов.
Август 1942 г.
Строительство новых линий: Сосьва – Алапаевск, Ивдель – Полуночное.
Осень 1942 года
Работниками паровозного и вагонного депо Ишима построен бронепоезд «Патриот», участвовавший в битве под Курском.
1942 г.
Диспетчер Дружининского узла Н.Еремин инициировал перевыполнение норм передачи поездов по участкам и ускорение оборота вагонов. Новшество было поддержано Наркоматом путей сообщения, получило распространение на сети дорог.
1942-1943 г.
Создано движение «фронтовые бригады». На ст. Кузино смена В.Глухова разбирала составы за 35 минут вместо 55 по норме, бригады А. Ситникова (депо Пермь), С.Костырева (депо Кунгур), И.Тиунова (депо Верещагино) превышали норму в 1,5 – 2 раза.
1942-1943 г.
При мастерских Пермской дистанции пути для снятых поездов подростков- беспризорников организована детская трудовая коммуна им. Макаренко.
Зима 1943 г.
Старший машинист углеподъемного крана на станции Свердловск-Сортировочный А.Черепанов одним краном подавать уголь в тендеры двух паровозов одновременно. До конца года выполнил 8 годовых норм.
Весна 1943 года
Путевой обходчик Свердловской дистанции пути М.Казанцев инициировал проведение своими силами весенне-летнего ремонта пути без привлечения специализированных ремонтных бригад в свободное от работы время.
1943 г.
Шалинская (ныне – Кунгурская) дистанция пути 6 раз получала переходящее Красное знамя Государственного комитета обороны за успехи в содержании пути и обеспечении безопасности следования поездов. После войны оно было вручено дистанции на вечное хранение.
1943 - 1944 гг.
Коллектив колонны электровозов депо Чусовская взял обязательство довести пробег между подъёмочными ремонтами до 75 тыс. км. при норме 50 тыс. км. Электровоз И.Чурина пробежал до подъёмочного ремонта более 80 тыс. км.
1943 год
Дорога им. Л.М. Кагановича была переименована в Свердловскую железную дорогу.
Март 1945 г.
Создан фонд штурма Берлина за счет сверхплановой продукции. Движенцы Свердловского участка сэкономили в фонд 40 тысяч вагоно-часов.