Истории с войны
Юрий Павлович Васильев
Почётный железнодорожник, прошедший трудовой путь от слесаря локомотивного депо станции Свердловск-Сортировочный до секретаря парткома и заместителя начальника службы ведомственной охраны СвЖД.
50 лет служения Свердловской железной дороге, из которых 39 он проработал на производственных участках и 11 – на посту заместителя председателя совета ветеранов магистрали.

За годы работы в совете ветеранов Юрий Павлович внёс весомый вклад в разработку мер по социальной поддержке неработающих пенсионеров и развитие ветеранского движения, особенно в период реформирования отрасли. Юрий Васильев активно участвует и в разработке нормативных документов, касающихся деятельности ветеранских организаций. Все, кто работал и продолжает трудиться рядом с этим замечательным человеком, считают Юрия Павловича достойным знака отличия «За заслуги в ветеранском движении».

Начало ВОВ в моем сознании маленького человека представлялось как нечто грозное, страшное, но романтичное. Мы жили в г. Кунгуре недалеко от железнодорожного вокзала. На привокзальной площади толпились люди, мужчин отправляли на фронт.
Представление о войне резко изменилось, когда пришла повестка нашему отцу Васильеву Павлу Трофимовичу, который в то время работал военно-мобилизационным инспектором в вагонном депо. Медкомиссия его признала непригодным для армии из-за отсутствия большого пальца на правой руке.
День и ночь через станцию шли на фронт эшелоны с красноармейцами и военной техникой. В противоположном направлении везли оборудование заводов и людей, много людей. Они ехали и в вагонах, и на крышах вагонов, и на переходных площадках, голодные, обдуваемые уральскими ветрами.

На площади перед зданием вокзала стоял киоск, в котором еще весной и летом 1941 года продавали кругляшки мороженого с двумя вафлями, и мы были частыми гостями этого киоска. Зимой этого же года и в начале 1942 года в этот киоск складировали замерзшие трупы людей, которых снимали с поездов. Любопытство меня и других соседских ребят тянуло к этому киоску. Мы наблюдали, как утром приходила повозка из саней с лошадкой, грузились замерзшие люди, а с проходивших поездов киоск пополнялся новыми трупами.

Вскоре отца назначили начальником Березниковского вагонного участка, мы переехали туда. Этот переезд стал началом многочисленных переездов семьи с одного места работы отца на другое. Уже в июне 1943 года мы переехали на станцию Кизел, где отец уже работал начальником вагонного участка. Отца мы видели очень редко, он все время проводил на работе или на линии.
Питались мы чуточку лучше других за счет молока, которое давала корова. Каждый год весной и летом рвали крапиву и другие съедобные травы, и мама из них варила борщи, собирали грибы и ягоды.
В 1944 году организм отца не выдержал такой длительной, напряженной психологической нагрузки и он сильно заболел и ослеп. Длительное время лечился, и большим усилием врачей отец снова увидел свет, зрение восстановилось на 15%.

Все эти годы мы смогли выжить благодаря нашей маме. Мама была очень отзывчивым человеком на чужое горе, часто отдавала молоко детям соседей, потерявшим своих отцов на фронтах войны.
Восстановление железнодорожных путей на станции Ржев - фото Военный альбом 1941-1945
День Победы 9 Мая 1945 года особенно запомнился мне. Мы проснулись рано утром от шума и стрельбы на улице. Мы выбежали во двор и увидели плачущих и одновременно улыбающихся счастливых людей. Все крича- ли: «Победа! Мы победили!». А сосед-прокурор, плача, стрелял вверх из своего пистолета. Я побежал в город, где с раннего утра гуляли люди и смотрели театрализованное представление о пленении Гитлера и Геббельса. В кинотеатрах для всех показывали бесплатное кино.
Ощущался невероятный моральный подъем и гордость за Победу и надежда людей на скорое возвращение домой воинов-победителей».
Начиналась новая мирная жизнь.
Геннадий Горда, фото из открытых источников