Ерыкалова Александра Ивановна

Недавно Александра Ерыкалова получила послание из Кремля. Президент Путин поздравлял ее с 90-летием и благодарил за труд. Каменская пенсионерка посвятила жизнь добросовестной работе на железной дороге – ей есть, что вспомнить и что рассказать.

Стараниями родственников Александра Ивановна недавно побывала на родине – в деревне Малый Атяж Курганской области. Впервые за 65 лет. В деревне многое изменилось за долгие годы, но бревенчатый домик, где жила когда-то наша героиня, стоит до сих пор. Вот только теперь здесь никто не обитает: ни окон, ни дверей, бани и амбара давно уже нет...

А много десятилетий назад в этом доме звучал звонкий девичий смех. В семье было три дочери. Мама умерла рано, так что отцу в одиночку приходилось много трудиться.

Этот дом Александра покинула в 1939 году, уезжая поступать в Курганский железнодорожный техникум.

«Сшили мне из серого сатина пальтишечко – и поехала».

Учиться ей нравилось, а время летело незаметно. Она заканчивала второй курс, когда началась война.

– Мы жили в общежитии, 13 человек в комнате, – вспоминает пенсионерка. – Готовились к экзаменам и, чтобы не проспать, включали радио. Когда заговорил Левитан, мы понять не могли, что происходит. Это потом примчался наш староста и велел собираться и идти в военкомат.

В военкомате им выдали пачки повесток, чтобы вручать их резервистам.
– Мне достался частный сектор. Заходишь во двор, спрашиваешь хозяина. Повестка в руке. А жена уже плачет, ребятишки здесь же, за юбку цепляются. Я вместе с ними реву. И так в каждом дворе – это видеть надо было.

Так закончилось ее обучение на втором курсе, а третьего и не было. Многих мужчин-железнодорожников забрали на фронт – их заменили вчерашние студентки. До 1944 года Александра работала дежурной на различных станциях Синарского отделения Южно-Уральской дороги.

– Столько молодежи везли на фронт! – вспоминает Александра Ивановна. – Выйдешь с сигналом на перрон. «Девушка, мы обязательно вернемся», – кричат.
«Мы вас будем ждать», – отвечаю.

А потом стала поездным диспетчером – гордое звание, особенно для молодой сотрудницы. Работа непростая, но наша героиня справлялась.

– Это сейчас, бывает, забудешь, что куда положил. А тогда по-другому было. Хоть среди ночи разбуди – каждый вагон помнила, где оставила.

Время было непростое. Железная дорога – «Стратегический объект». За работой диспетчера пристально наблюдал сотрудник НКВД. Понимал ли он что-нибудь
в движении? Неизвестно. Зато обращал особое внимание на прохождение литерных поездов, которые перевозили солдат и военную технику на фронт. Задерживать такие не стоило – иначе у диспетчера потребовали бы объяснений.

Кстати, в военные годы Александре Ивановне и самой приходилось сопровождать литерные поезда – на участке от Шадринска до Каменска.

Мне присвоили звание техник-лейтенант. Тогда «овечки» ходили (паровозы серии Ов – авт.). Вся команда – три человека: машинист, помощник и кочегар. И я с ними. Приедем в Шадринск - забираю там литерный и веду его до Каменска в качестве сопровождающего. Вся ответственность за такой поезд на мне лежала.

В конце 1950-х отделения железной дороги начали укрупнять, и Синарское, на котором работала Александра, упразднили. Ей предлагали перебраться в Тюмень, Свердловск... Но она отказалась – здесь уже была семья: два сына и муж, работавший на трубном заводе. Поэтому перевелась на вокзал станции Каменск-Уральский – дежурной по вокзалу, где трудилась до 1994 года.

Александра Ивановна получила недавно послание от главы государства. В конверте с обратным адресом «Москва. Кремль» открытка – поздравление с юби-
леем, подписанное президентом Путиным. Пенсионерка собирается написать ответ. Правда, подруги отговаривают: «Кто его будет читать?»

Она не скучает – работает в огороде, с удовольствием вяжет. И по-прежнему любит поезда.

– Не жалею, что на железной дороге работала, – говорит она. – Когда вышла на пенсию, то каждый вечер ходила к станции Соцгород, с поездами разговаривала. Погляжу на них – и дышится легче.