Перевозчиков Николай Васильевич

Воспоминания правнука, Колокольникова Сергея.

«В 2015 году в нашей стране празднуется 70-летие Победы.
На протяжении многих лет мы чествуем наших ветеранов, однако с каждым годом становится всё меньше людей, которые своими глазами видели ту войну. А между тем, Великая Отечественная коснулась всех и каждого в нашей стране и продолжает эхом отдаваться в судьбах живущих. Родственники почти каждого из нас или дрались на передовой, или ковали Победу в тылу, выхаживали в госпиталях раненых, доставляли письма адресатам, принимали эвакуированных…

Мои прабабушка и прадедушка, их братья и сестры тоже приняли на себя всю тяжесть военных лет.
Мой прадедушка – Перевозчиков Николай Васильевич, рассказывал о работе в тылу врага моей бабушке. Меня еще не было на свете, когда прадедушки не стало. А прабабушку я помню. Она умерла, когда мне было 6 лет.

Оба они работали во время войны на Свердловской железной дороге в службе перевозок. Прадедушка работал ДГП, а прабабушка (Веселова Татьяна Александровна) работала помощником ДГП. Они следили за графиком продвижения поездов, определяли кратчайшее расстояние между станциями на маршруте следования. Занимались и шифровкой — подобная мера была необходима в годы войны, чтобы место назначения каждого перевозимого груза оставалось в секрете. Для этого применялся специальный шифр, присваиваемый каждому конкретному вагону и составу (для его вычисления использовалось несколько цифр, таких, как расстояние до места назначения или вес груза). Шифровки направлялись в Министерство Путей Сообщения.

Сроки были очень сжатые, ведь в войну через Свердловск поезда шли один за другим. На фронт двигалась боевая техника, эшелоны с солдатами. Обратно везли раненых, а также побитое и искорёженное железо с полей сражений. На Урале его переплавляли и снова пускали в дело. Нагрузка на станцию Свердловск была большой. Железнодорожникам приходилось трудиться сверхурочно…

Работали и по 12, и по 16 часов в сутки. Бывало, и ночевали на службе. Ложились на сдвинутых стульях, дремали — и снова за работу. Приходилось работать не только в конторе. Бывало, вечерами всех сотрудников службы в полном составе отправляли на железнодорожные пути — чистить вручную рельсы от снега или грязи. Выезжали осенью и на поля — рубить капусту, убирать картошку.

Смена моих прадедушки и прабабушки была лучшей на дороге.
За работу в трудных условиях Великой Отечественной войны прадедушка был награжден «Орденом Ленина» и знаком «Почетному железнодорожнику».
А прабабушка – медалью «Труженику тыла» и знаком «Отличный движенец».
У прабабушки (Веселовой Татьяны Александровны) было 2 брата и 3 сестры.

Одна из сестёр (Веселова Евдокия Александровна) работала на ст. Пермь-2 стрелочником. Это тоже было трудно. Стрелки переводили вручную, а они очень тяжелые. Она была еще очень молодая, время было голодное. Очень было важно правильно перевести стрелки, чтобы военные составы поехали по нужному пути. После войны она училась и стала работать на станции бухгалтером.

Еще две сестры были совсем маленькими. Они жили с родителями на ст. Дно под г. Псков. Там же жил и старший брат – Веселов Владимир Александрович.

Фашисты заняли их станцию, и он ушел в партизаны. Взрывал фашистские составы, подрывал в лесу их машины с солдатами. Однажды фашистам удалось его поймать. Они его расстреляли прямо во дворе его дома на глазах родителей и маленьких сестер. Несколько дней он лежал во дворе и фашисты не разрешали его похоронить.

Средний брат прабабушки (Веселов Михаил Александрович) перед началом войны ушел в армию. А после службы также собирался стать железнодорожником. В армии его отправили учиться на командира танка.

Ещё до начала войны (17 мая) он написал письмо, что его готовят к отправке на фронт – бороться с фашистами. Он заканчивал танковое училище, должен был стать командиром. Это было его последнее письмо. Больше о нем ничего не известно. Он пропал без вести в первые дни войны. Прабабушка пыталась его разыскивать после войны, но об их части ничего неизвестно. Скорее всего, он погиб в первых рядах. Его последнее письмо и сейчас хранится у нас дома.

Сейчас осталась только одна прабабушка – Евдокия Александровна. Она живет в Перми. Летом бабуля собирается пригласить меня в гости.

Еще один мой прадедушка, Сагитов Абрам Акрамович, перед самой войной закончил железнодорожный техникум. Ему было всего 20 лет.

Его, как отличника учебы, в самом начале войны отправили в Москву. Ему поручили командовать батальоном. За оборону Москвы он получил награду – медаль «За оборону Москвы».

Он был железнодорожником, поэтому его после Москвы направили на ст. Свердловск-Сортировочный руководить маневровыми работами, распределять прибывающие с фронта и отправляющиеся на фронт поезда.

Он был поездным диспетчером на станции Свердловск-Сортировочный.
Оказывается, он и мой второй прадедушка, могли знать друг друга.

Мой прадедушка был диспетчером в управлении дороги и руководил диспетчерами всех станций. Этому факту удивились даже мои бабушки.

После войны Абраму Акрамовичу доверили служить в Комитете Государственной Безопасности на железнодорожном транспорте. Он ловил преступников на железной дороге. У него очень много наград, особенно юбилейных. Но самая главная – «За освобождение Москвы». Я горжусь своими родственниками».