Стариков Валентин Георгиевич

Слесарь на паровозоремонтном заводе им. Шпагина (г. Пермь).

В годы войны командир подводной лодки, затем начальник Тихоокеанского военно-морского училища, вице-адмирал.

Звание Героя Советского Союза присвоено 3 апреля 1942 года. Детство у Валентина Старикова было трудным. Рано умер отец. Четверо братьев были еще меньше его. Мать выбивалась из сил, чтобы прокормить семью. Валентин видел это и старался помочь. Юношей Валентин Стариков поступает в школу ФЗУ при Пермском паровозоремонтном заводе, где обучается кузнечному ремеслу.

Товарищи по кузнице уважали пацана за трудолюбие и сноровку, за силу и мастерство. То, что выходило из рук Старикова, всегда получало отличную оценку.
А сам он мечтал о морс. Надо же такому случиться: в это время проходил комсомольский набор в военно-морские учебные заведения. Туда отправились лучшие заводские парни. Конечно же, в их числе был и Валентин Стариков. Прошло несколько лет и бывший кузнец паровозоремонтного стал офицером-подводником.
Когда началась Великая Отечественная война, Стариков служил на крайнем севере, где его лодка «М-171», ласково называемая моряками «Малюткой», блокировала вражеские коммуникации в глубине фиордов.

... Командир лодки капитан-лейтенант Стариков знал, что в ближайшие дни фашистские транспорты попытаются войти в порт Петсамо. Оп получил приказ атаковать корабли.

Потянулись напряженные часы ожидания. Прошли почти сутки, а немцы так и не обнаружили себя. И туг капитан понял, что вражеские корабли проскочили в порт, воспользовавшись штормом. Что же делать? Вернуться на базу? А может рискнуть и пойти в Петсамо? Все-таки решился! Почти час кралась «Малютка» к гавани. На мгновение высунули из воды перископ – действительно, у причала стояли под разгрузкой два больших транспорта. Несколько секунд ушло на подготовку торпедного залпа. И сразу вниз, в спасительную толщу воды. А за кормой уже прогрохотали взрывы торпед, вызвавшие бурю эмоций у моряков.

Только Валентин Георгиевич не поддался всеобщему ликованию. Он ждал от врага каверзы и нисколько не удивился, когда лодка вдруг перестала слушаться и стремительно пошла на глубину, «Малютка» попала в металлическую сеть! С этого момента начался поединок Старикова с врагом, борьба за жизнь экипажа.

Послышались разрывы глубинных бомб, корпус судна трещал, лопались плафоны. Моряки оказались в критическом положении. Командир попытался поднырнуть иод металлическую решетку. Не получилось! Пробовал обойти се – сеть везде, словно стена, преграждала путь. С каждой минутой все труднее становилось дышать.
И Стариков принимает решение: будем всплывать над сетыо. Воспользовавшись внезапностью, проскочим, а потом мгновенно уйдем в глубь. Вели повезет, противник не успеет среагировать.

Валентин Георгиевич, готовясь к военным походам, тщательно изучал течение, приливы, отливы. Теперь эти знания пригодились: Стариков повел «Малютку» над сетью точно в тот момент, когда морской прилив достиг максимальной величины. Видимо, фашисты не учли этого.

И вот лодка осторожно переплывает и крадется к сети. Наконец, днище касается верхней кромки решетки. Скрежет троса слышится слишком отчетливо. Он ползет, ползет... «Малютка», повинуясь приказу своего командира, уходит в глубину. Но теперь уже по другую сторону сети. Немцы просто не ожидали такого дерзкого решения и растерялись.

...Три крупных, тщательно охранявшихся транспорта спокойно шли своим курсом. И вдруг – взрыв торпеды. Это «М-717», прорвав кольцо охранения, с минимальной дистанции направила своей смертельный груз в цель.

Среди кораблей охранения поднялся переполох. Началась охота за подводниками. Шесть часов длилась погоня, 258 бомб было сброшено на «Малютку». Фашисты ликовали: «Русским пришел конец!» А Стариков тем временем благополучно следовал к своей базе.

Родина высоко оценила заслуги В. Г. Старикова. В 1942 году ему было присвоено звание Героя Советского Союза. А экипаж лодки «М-171» стал гвардейским.
После войны Валентин Георгиевич закончил Военно-морскую академию, командовал военно-морской базой на Балтике.

Затем была учеба в Академии Генерального штаба. Последние годы службы на флоте он был начальником военно-морского училища. Здесь же ему были присвоены звания контр-адмирал, а спустя три года – вице-адмирал...