Третьякова Людмила Александровна

1927
Старший инспектор по контролю Сургутского отделения Свердловской железной дороги Почетный железнодорожник ветеран жел транспорта 39 лет.

Родилась 29 сентября 1927 года.

Когда началась война в 1941 году, я училась в школе. Первого сентября вместе с другими я пошла на занятия в седьмой класс. В школе ученикам объявили, что для старших классов занятий не будет до октября. Все будут работать в пригородном колхозе. На другой день мы с классным руководителем пошли в колхоз, который находился в пяти километрах от города, и так каждый день ходили пешком, ведь общественного транспорта в городе не было. Первая наша работа была – вязка снопов из скошенной ржи. Рожь высокая, снопы тяжелые, таскали их и ставили в суслоны. Затем вязали снопы из ячменя, овса. Это было уже легче, да и привыкли уже. Позднее убирали овощи: капусту, картошку, морковь. В старших классах – 8, 9, 10 – нас уже отправляли в дальние колхозы за 30 км от города, где мы работали и жили там целый месяц. Выполняли разные работы. Теплой одежды и обуви не было. Нам давали лапти в колхозе, к которым мы были непривычны, натирали ноги. В дождливую погоду они промокали. Но мы были молодые, здоровые, все преодолевали и не унывали, осознавали, что надо работать во имя Победы.

В колхозах работали старики, женщины и тоже подростки деревенские, мужчины были только больные и пришедшие с фронта инвалиды.

После окончания 9-го класса, в июне, июле, августе, работали в лесу на заготовке дров для школы. Лесоучасток был выделен за 7 км от города. Ходили пешком от дома и до места работы – это 10 км. Сбор был в 6 часов утра на окраине города. Работали допоздна, т.к. надо было выполнить норму. Лес рубили с корня, распиливали, обрубали сучья и таскали 1,5 метровые бревна в поленницу.

Работали одни 16-летние девчонки под руководством классного руководителя, без всякого инструктажа специалистов. Когда лесина падала, кричали и разбегались по сторонам. Норма была 15 кубометров на каждую девчонку на три месяца. Работали почти голодные, в жаре, надоедали в лесу мошкара и пауты. Конечно, было трудно, но воспринимали как должное, не хныкали, потому что знали – всем трудно. Надеялись на победу.

После работы в лесу, с сентября по октябрь, нас снова отправляли в колхоз.
В школе для домашних работ не было тетрадей, писали на старых журналах, газетах и на любой бумаге. Кто что найдет. Не было ручек, перья приматывали ниткой к какой-нибудь подстроганной палочке. Вместо чернил разводили анилиновую краску (краситель для ткани) разных цветов, у кого какая была в доме. Учебник давали один на несколько человек.

Мои награды: медали «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «Ветеран труда».