Клепинина Мария Петровна

1923
Родилась 22 августа 1923 года.

В августе 2014 ей исполнился 91 год. На Свердловской железной дороге, а именно в железнодорожной больнице на станции Егоршино, с 1966 года проработала 25 лет до выхода на пенсию в должности фельдшера в дежурном кабинете по оказанию неотложной медицинской помощи больным, пострадавшим, и последние пять лет – в должности терапевта.

Из воспоминаний Марии Петровны:
«22 июня 1941 мы сдавали выпускные экзамены в фельдшерско-акушерской школе в городе Ирбите. Работники военкомата дали время на сдачу экзамена. Но на фронт сразу не взяли, еще месяц мы обивали пороги райкома комсомола. Но на фронт не отправиод Алапаевск. Там в здании индустриального техникума уже был размещен госпиталь, куда все дни и ночи стали привозить раненых целыми эшелонами. Когда увидели первых израненных бойцов, заплакали. Жалко было: кто без руки, кто без ноги, голова перевязана… Санинструкторы залезали в вагон с носилками, клали на них лежачих раненых и несли в санпропускник на обработку. Там разрезали бинты, снимали гипс, все бросали в огонь, потому что были вши. После принятия военной присяги распределили нас по отделениям, приходилось работать и в перевязочной, и на заготовке материалов, то есть резать марлю на бинты, делать тампоны для перевязок, шины для рук и ног.

Моя военная специальность – хирургическая сестра фронтового госпиталя. Раненых привозили прямо с поля боя, поэтому заниматься приходилось всем.
Нужно кровь переливать, забираясь с «коптюшкой» на второй ярус нар, на полке бутылка с кровью, и в темноте работали. Научилась вливать в шейную вену (высшее мастерство!). Когда мы стояли в Новгороде, ассистировала главному хирургу фронта, Александру Васильевичу Вишневскому. Врачи и медсестры сутками не отходили от операционного стола, а бойцы все прибывали и прибывали. Военный госпиталь № 1426 с 8 августа 1941 года целых полтора месяца добирался до фронта. Ехали в товарном вагоне, на станциях стояли неделями, сколько слез и горя увидели по дороге – не передать. Но себя не жалели – людям же еще тяжелее.

Останавливались в Ярославле, потом в Угличе, в Бокситогорске. Кругом разруха, голод, паника. Конечный пункт – польский город Торунь. На тот момент там только что закончились бои, и по всему городу валялись трупы немцев, но пугаться и ужасаться было некогда – нужно было вставать к операционному столу и лечить, резать, штопать. Привозили нетранспортабельных, их нужно было поставить на ноги
и отправлять дальше».

Все четыре военных года, как в калейдоскопе, перед глазами Марии Петровны мелькали перекошенные от боли лица, горы окровавленных бинтов, тупые от частого применения хирургические инструменты, смерти. И она, молоденькая девочка, не очерствела душой, не озлобилась, а старалась, как могла, утешить, облегчить боль, помочь советом и делом раненым.

Война для Марии Петровны закончилась в Польше. О Победе узнала 8 мая 1945 года за операционным столом от поляков. Праздновали, конечно. Сколько было радости, люди плакали от счастья. Мария Петровна Клепинина закончила войну лейтенантом медицинской службы 2-го Белорусского фронта. С августа 1941 по июль 1945 находилась на службе в Красной Армии.

Мария Петровна: «Наше дело правое, и у людей на фронте была общая беда и общая цель – победить фашистов. Помогли победить вера и любовь к Родине. А главное – у русских людей есть душа и патриотизм. Война – это всегда страшно, но я все равно не жалею, что поехала туда – война многому учит людей – хотя бы ценить жизнь, ценить то немногое, что у тебя есть, в мирной жизни этого не понять, война научила меня по-другому относиться ко всему».

Мария Петровна награждена орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «За боевые заслуги», Медалью Жукова, «60 лет освобождения Республики Беларусь от немецко-фашистских захватчиков», юбилейными медалями «20 лет; 30 лет; 40 лет; 50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.», «50 лет, 60 лет, 70 лет Вооруженных Сил СССР».