Кубасов Николай Иванович

Фигура этого человека, в свое время очень известная в Тюменском отделении по причине множества талантов, теперь крепко забыта. А когда-то в годах сороковых, когда железные дороги в тылу были почти как на войне, на военном положении, его знали и уважали...

Родился в курганской деревне в 1917 году. Многодетная семья волостного писаря, после скоропостижной смерти отца, на фоне жесткой ломки социальных устоев прошлого, вмиг стала нищей. Малолетний Николай с братьями и сестрами научился выпрашивать подаяние по соседним селам. Затем семья, как многие тысячи других подобных, частично разбрелась, и при матери остались только двое – самый младший и старшая сестра, сумевшая утвердиться в комсомоле. По этой причине они и переехали в Тюмень, где Коля закончил известную тогда пятидесятую школу Свердловской железной дороги, а затем сумел поступить в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. Выбор его определился простыми расчетами: «сидеть на шее» у мамы и сестры он не мог, а в вузе транспортном давалось не только прекрасное образование и специальность, но и стипендия и обмундирование…

А еще был в его судьбе спорт. Под боком – стадион «Локомотив». В железнодорожном вузе спорт всегда – особенно в предвоенные годы, конечно же, был на первом месте. Николай не отсиживался «в запасе».

Скупые строчки архивных документов, найденных в архиве Тюменского региона обслуживания Свердловской железной дороги, подтверждают тот факт, что это был «крепкий парень»: производственные практики он проходил с отличными оценками. В 1939 году – помощником машиниста паровоза, в 1940-м – дежурным по станции, в 41-м – поездным диспетчером. Тяжелый 1942-й, есть два взыскания, полученные им зимой 1942 года: первое – «За срыв отправки грузового поезда на три (!) часа», второе – за размороженный ледник. А ведь могло быть гораздо хуже выговоров – стоило только «подвести базу»… Но было и множество поощрения за ударный труд. И Бог миловал Николая Ивановича, и профессионал-движенец из него получился отличный, да и начальники были хорошие, раз уже в 1943-м его назначают начальником станции Тура – перевалочного, между прочим, пункта с водного на железнодорожный транспорт в то далекое время! На этом ответственном посту он трудится до начала 44-го, а затем назначается поездным диспетчером. В его руках – круглосуточно все движение поездов на отделении железной дороги. Инженер-лейтенант движения (такое ему было присвоено железнодорожное звание в то время) Кубасов с обязанностями диспетчера справился, в 1945-м он назначается заместителем начальника, а в 1946-м – начальником станции Тюмень.

Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественно войне»; на конец 1945 года (по архивным данным) имел восемнадцать поощрений.