Дядькина Маргарита Николаевна

«О таких, как она, говорят «Дети войны». Труженик тыла, Ветеран труда, Маргарита Николаевна Дядькина работать на железную дорогу пришла в военном 1944-м, когда ей было всего 12 лет. Советские войска семимильными шагами продвигались к Берлину, а в тылу продолжали работать женщины и дети. Скромно, без амбиций Маргарита Николаевна вспоминает свои первые трудовые шаги в путейских мастерских.

Отец мой, Николай Павлович Якунчиков работал машинистом паровоза на заводе имени Куйбышева в Нижнем Тагиле. У него бронь была сначала. Ночью работал, а днем обучал в военкомате молодых ребят начальной военной подготовке. Готовил на фронт. На заводе прямо и спать оставался. Появлялся дома раз в неделю. А кто вообще тогда спал? От изнеможения у станков засыпали. Затем отец все-таки добился, чтобы и его отправили на фронт. Когда ушел, работать в семье начали все. Мама, Лидия Ивановна Кукина, была старшим регистратором в комнате отдыха на
вокзале станции Нижний Тагил. Моя старшая сестра Антонина тоже связана с железнодорожным делом. В 1944-м ей было 15 лет, и она устроилась работать слесарем-инструментальщиком на завод им. Куйбышева в железнодорожный цех. Я же бойкая была, прямо «оторва». Приду домой – все на работе. А я почему должна в школу ходить? Вот и бросила учебу, устроилась в ПРЗ – путейско-ремонтный завод (сейчас это Нижнетагильская дистанция пути). Начальником тогда работал Березин. Прихожу к нему проситься на работу. Он мне:
– Сколько лет?
– Двенадцать.
– Господи, хоть бы 14 было…
– Завтра будет!

И пошла в райисполком… врать о возрасте, чтобы получить соответствующую справку для устройства на работу. Меня всю обмерили, взвесили, зубы посчитали (устанавливали возраст). В результате поверили, что мне 14. Не особо тогда проверяли, рабочие руки нужны были.

Моей первой наставницей стала сварщик Зоя Васильевна Наумова. Учила варить противоугонные устройства, накладки, межрельсовые соединители.

Четыре месяца я проработала учеником, потом сдала экзамен на сварщика. А в ноябре мне исполнилось 13 лет. Из девчонок сварщицей была я одна, а так – все
мальчишки молоденькие по 15 лет – кузнецы-молотобойцы, токари, слесари. Один был у нас резчик по металлу, Юра Великоречин, маленький, щупленький…

Как он этот металл резал! Но нужно сказать, что мы чувствовали себя важными и нужными. Нас за людей считали!!! Мастер Николай Николаевич Корягин разговаривал с нами не иначе, как по имени-отчеству, несмотря на наш возраст. Подходил и говорил: «Маргарита Николаевна, вот это нужно сделать срочно. Я на вас надеюсь!»

А после войны мужики стали с фронта возвращаться и нас, недоучек, отослали в ремесленное училище. Училась на токаря, да, видно, железная дорога накрепко
меня к себе привязала. Работать по специальности не стала, а пошла приемосдатчиком на товарный двор станции Нижний Тагил. Так до пенсии там и осталась.

Очень ценю большую и дружную семью под названием Железнодорожники. Мы даже в войну умудрялись найти свободное время, чтобы всем вместе сходить в кинотеатр «Искра» на новый фильм. Времена были трудные, а люди дружные и отзывчивые.