Безвершук Василий Григорьевич

Машинист тепловоза локомотивного депо Свердловск-Пассажирский Свердловской железной дороги. Почетный железнодорожник, 46 лет проработал на Свердловской магистрали.

В горах Чехословакии после побега из плена вместе с товарищами Василий Безвершук стал разведчиком партизанского батальона Четвертого прапора. Немцы схватили и приказали расстрелять десятерых партизан из батальона вместе с Василием Безвершуком 8 мая 1945 года, когда уже все дышало победой. Чудом 16-летний паренек остался жив.

Когда началась война Василию Безвершуку было всего 13 лет. Отец, Григорий Филлипович, знал, что такое воевать с Германией. «Нет человека лютее, чем фашист», – говорил он.

Оккупанты заняли дом Безвершуков в городе Турбов на Украине, а семью превратили в рабов. Грабили, насиловали, расстреливали мирных жителей ночью и днем, на глазах у детей и стариков. В 15 лет Василий с другом решили бежать из города и пробиваться к своим, проситься добровольцами на фронт. Но в ночь предполагаемого побега в дом к Безвершукам ворвались немцы и забрали паренька в жандармерию. Василия заподозрили в диверсии, били и пытали – но расстрелять не успели: к утру соединения Советской Армии уже подступили к городу. «Диверсанта» бросили в последнюю колонну пленных и погнали на Запад.

«Шел дождь, одежда и обувь промокли, но нас гнали без остановки, – вспоминает В. Безвершук. – Тех, кто падал от слабости, убивали на месте».

Из концлагеря в Чехии Василию помогли бежать местные партизаны. Они же и обучили его военным премудростям: паренек стал настоящим бойцом, «партизанил», участвовал в боевых операциях. Одно из заданий в последние дни войны и стало роковым для отряда….

Командир поручил Ироушеку (этому партизану Василий обязан своим освобождением) забрать из тайника в деревне оружие. Пошли девять разведчиков, среди которых был и Василий. Вечером, собравшись за ужином, мечтали, как после войны чешские друзья приедут в Россию:

Но утром партизаны натолкнулись на вражескую колонну: транспортеры, танки, самоходные артиллерийские установки, бронемашины; приняли бой, однако боеприпасы закончились быстро. Партизаны стояли насмерть, но их было всего десять – против нескольких сотен фашистов. В рукопашной окровавленных, израненных разведчиков сбили с ног, потом подняли на ноги прикладами, и немецкий полковник скомандовал – Расстрелять! Бойцов подвели к обрыву и заверещали автоматные выстрелы.

«В это время на востоке – на всем необъятном просторе до Тихого океана – начинала праздник Победы Великая Россия. Но на десять бойцов из Четвертого прапора, видно, не хватило счастья…»

Немец, добивавший партизан в карьере, выстрелил Василию в голову. Пуля попала в руку и раздробила кость выше локтя. Хлынувшая из руки на голову мальчишки кровь обманула палача, и он посчитал Василия мертвым.

После госпиталя Василий Григорьевич Безвершук вернулся на Родину, встретившись с отцом и братом.