Турышева Анна Николаевна

В начале 2010 года, в преддверии 65-летия Великой Победы, я решил, просматривая книгу «Память», том третий, выяснить, а сколько же наших землячек-женщин погибло в той жесточайшей войне. На странице 367 прочитал: «Турысиева Анна Николаевна, старший сержант, 1920 года рождения, призвана в 1941 году, пропала без вести 25 июля 1942 года».

Закралась мысль – так ведь это, наверное, речь идет о бывшей учительнице школы № 56 станции Егоршино, которая проработала в данной школе почти 30 лет и вышла на заслуженный отдых. Я знал, что она участница Великой Отечественной войны. Совпадало имя, отчество и год рождения, но фамилия ее Турышева.

Вскоре подвернулся повод, чтобы выяснить истину. Вместе с председателем ветеранской организации Николаем Сергеевичем Кокаревым мы должны вручить Анне Николаевне медаль «65 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». Созвонились с ней по телефону и пошли выполнять почетную миссию. Опираясь на тросточку, Анна Николаевна открыла дверь и, улыбаясь, пригласила нас пройти в квартиру. Засуетилась, ушла переодеваться, вернулась в «парадном платье», на котором множество наград: Орден Отечественной войны, медали «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За освобождение Польши», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и юбилейные. А недавно ей была вручена медаль «За освобождение Белоруссии».

Мы поздравили хозяйку с очередной наградой, Николай Сергеевич закрепил медаль рядом с другими на платье солдата Победы. После этого мы попросили награжденную рассказать о годах войны. Вот коротко, что она поведала нам: «В 1941 году я закончила пединститут и была распределена в Артемовскую школу № 2. Началась война, 6 августа 1941 года я была мобилизована в ряды Красной Армии. Вместе с другими девушками была направлена в учебный лагерь Чебаркуль. Учили нас оказывать первую медицинскую помощь раненым, бинтовать, ползать по-пластунски с медицинской сумкой, перетаскивать раненых на плащ-палатке, окапываться. Это продолжалось примерно месяц. После этого я оказалась на Калининском фронте в 381 стрелковой дивизии, где назначили операционной сестрой. Работать приходилось очень много, иногда вообще без сна. В то время наши войска отступали, спешно меняя позиции. Зимой 1942 года мы оказались в окружении, 21 сутки пробивались к своим.

Питались, в основном, конским мясом, так как убитые лошади встречались очень часто. Воду получали, растапливая снег. Я в тот период получила тяжелое ранение в левый плечевой сустав, из окружения выходила с одной действующей рукой. Раненая рука распухла, даже пришлось разрезать рукав телогрейки, руку мне чудом сумели спасти уже в госпитале.

После этого была зачислена в 295 стрелковый полк старшей операционной сестрой. Поступают раненые, им нужно срочно оказать первую помощь, обогреть, обмыть, накормить, успокоить, отправить дальше в полевой госпиталь.

Летом 1942 года вновь в окружении, пробиваемся к своим ночами, а днями прячемся в хлебах и кустарниках. Мы с подружками переодеваемся в гражданскую одежду, чтобы, в случае неизбежной встречи с немцами, выдать себя за местных жителей. Но беда одна не ходит, я тяжело заболела тифом, была без сознания. Очнулась в каком-то помещении, кругом лежат люди. Первая мысль: «Господи, лишь бы не у немцев». Я их очень боялась. Открыв глаза, увидела человека в немецкой форме, поверх которой накинут белый халат. Закрываю глаза и притворяюсь лежащей в беспамятстве. Когда чуть поправилась, мы вдвоем с какой-то девушкой решаем бежать из этого «медицинского пункта».

Лето, жара. Выбрали момент, перешли речушку и начали пробираться на восток, в результате долгих мыканий вышли к нашим. Мы без документов, но мир не без добрых людей, нам поверили. Меня назначили фельдшером 322 артиллерийского полка.

По прежнему месту службы меня, видимо, посчитали погибшей, а родителям отправили извещение: «Пропала без вести 25 июля 1942 года».

Тут уже сомнений не было, перед нами человек, который числится в книге «Память» пропавшим без вести. Видимо, где-то букву «Ш» в фамилии прочитали как «СИ». Я показал текст книги Анне Николаевне, она прочитала, удивилась и сказала: «Вот как! Обо мне в такой книге написано, а я и не знала столько лет. Надо же такому случиться!».

После нового назначения наша землячка продолжала служить. В наградном листе от 12 января 1945 года на награждение медалью «За боевые заслуги» записано: «Имеет одно тяжелое и два легких ранения. В боях в районе Дольска оказала первую помощь и эвакуировала с поля боя 15 раненых солдат и офицеров, 6 человек с их оружием. Достойна быть награжденной медалью "За боевые заслуги". Командир 322 артиллерийского Краснознаменного полка».

Она говорит: «Я пешком прошла Калининскую и Смоленскую области, Белоруссию, Польшу и Германию. Войну закончила в городе Потсдам. Длительное время находилась в Германии, являясь фельдшером лагеря для репатриантов.
Демобилизована 20 ноября 1945 года».

Ну, а дальнейший жизненный путь Анны Николаевны нам с Николаем Сергеевичем известен по совместной работе в школе № 56, где она с 1946 года работала учителем биологии и географии.

На своем 90-летнем юбилее Анна Николаевна шутила: «Столько не живут, особенно в условиях, в которых побывала я».

Жив солдат Победы Турышева Анна Николаевна. Остается позавидовать ее жизнелюбию.