Малькова Клавдия Николаевна

1932
Девичья фамилия Пряхина.
Родилась 3 февраля 1932 года.

Ветеран железнодорожного транспорта – 24 года, слесарь эл.депо Южно-Уральской железной дороги.

Моя семья состояла из семи человек: отец, мать, четверо братьев и я, самая младшая. Отец, Николай Игнатьевич Пряхин, во время войны был призван в трудовую армию здесь же, в Челябинской области. Когда спрашивали отца, что они делают для фронта, он всегда отшучивался, мол, «мясорубки». А что на самом деле – танки или зенитные установки – так и не знаем.

Мама моя, Анна Сергеевна Пряхина, умерла рано, в 1937 году, когда мне было всего три года. Я ее даже не помню, знаю только по рассказам родственников.
Старший брат Алексей Пряхин, 1919 г. р., весной 1937 года был призван в ряды Красной Армии, служил в летной части бортмехаником. В первые дни войны его отправили на фронт. Всю войну был летчиком, были у него и ранения, и лечение в госпиталях, и много наград. Ему, как старшему, и по жизни, и на войне, досталось больше всех.

Брат Василий Пряхин, 1921 года рождения, в начале войны с другими ребятами гнал лошадей из села Ерал Ашинского района Челябинской области до города Аша, а там, погрузив лошадей в вагоны, все отправились сразу на фронт. Всю войну Василий прошел на передовой, был связистом.

Брат Николай Пряхин, 1924 года рождения, во время войны был призван служить пограничником на границу с Японией, служил до конца войны.

Брат Александр Пряхин, 1929 года рождения, во время войны учился в ФЗУ в г. Сим Ашинского района Челябинской области и там же, еще мальчишкой, работал на заводе: готовили запчасти для фронта. И отец, и все мои братья вернулись домой живыми. В данное время от семьи в живых осталась только я.

А теперь о себе – как мне довелось жить и работать в период войны. После смерти моей мамы, в 1937 году, отец женился на другой женщине, Дарье Григорьевне. Росла я как придорожная трава, не зная ни любви, ни ласки. Самой большой радостью для меня было, когда я пошла в школу.

Помню, что первый класс сельской школы окончила и перешла во второй класс, но недоучилась, так как мачеха отдала меня работать в няньки к соседям. Супруги Сахаровы работали в нашем колхозе, заведовали семенной лабораторией. Кругом были колхозы, выращивали хлеба. Наше село Ерал было самое большое, сюда и привозили в лабораторию проверять зерно на всхожесть.

С началом войны Сахаровы по просьбе моей мачехи устроили меня работать в семенную лабораторию техничкой. Я топила печь, мыла полы, мыла формы после проверки семян на всхожесть, а позже доверили мне отбирать доброкачественные зерна и сажать их в формы, поливать и ухаживать за всходами. В летнее время косили сено для колхозной лошади при лаборатории, а мне доводилось это сено сгребать в валы, помогать взрослым работникам. Работу выполняла разную: и дрова пилила, и воду с речки носила, Иван Иванович даже заказал для меня ведра и коромысло поменьше. Из разговоров взрослых о войне я понимала, что фронту нужен хлеб.

После окончания войны я так и осталась работать в семенной лаборатории. Мои подруги закончили по пять классов, хоть читать и писать умеют, а я так и осталась неграмотной, писать не умею, а читать умею только печатные буквы, да и то с трудом. До сих пор обижена я на свою мачеху за то, что она не дала мне возможности учиться. Всю свою жизнь испытывала я чувство стыда за свою неграмотность. С другой стороны, я благодарна ей за то, что во время войны я вносила свой посильный вклад в победу над фашистами.