Участковый милиционер на станции Пермь-11, командир отделения отдельного отряда № 66.
Звание Героя Советского Союза присвоено 7 марта 1945 года.
Задачей фронтового спецназа были, в основном, диверсионные операции в тылу вpaгa. И не удивительно, что многие бойцы удостаивались высокого звания Героя Советского Союза. Один из них – Михаил Пономарев, работавший до войны на Свердловской железной дороге и в транспортной милиции. И воевал, кстати сказать, в спецназе на... транспорте! «Неужели был и такой?».
Михаил Петрович Пономарев родился в деревне Кошели Нытвинского района Пермской области, в многодетной крестьянской семье.
В мае 1935 года Михаил переехал в Пермь и устроился на железную дорогу слесарем в паровозоремонтное депо.
В 1937 году пришло время служить, и Пономарев отправляется на Балтийский флот. Определили его по технической части, в гидроавиацию, где молодой моряк за два года получил хорошую флотскую закалку, досконально изучив сложнейшую по тем временам технику.
Возвращаясь в Пермь, Михаил Петрович знал, что вернется на дорогу. Кадровики, познакомившись с солидным послужным списком демобилизованного солдата, предложили ответственную должность: участковым милиционером на станцию Курья. Через полгода молодого милиционера оформили в младшие командиры и перевели в головной отдел на станции Пермь-П – крупнейшее подразделение транспортной милиции на Среднем Урале.
Вскоре началась война. Одно за другим подавал Михаил заявления в военкомат, а очередь до него все не доходила.
Долгожданную повестку из военкомата прислали 15 сентябре 1942 года... Боевое крещение принял под Сталинградом. Как бывшего моряка, направили его в Волжскую флотилию, на торпедный катер, оборонявший одну из переправ через Волгу. Несколько месяцев кипели здесь ожесточенные бон – гитлеровцы понимали, что без волжской «дороги жизни», но которой день и ночь продвигались в осажденный Сталинград боеприпасы, оружие, продовольствие, горючее, воинские подкрепления, город обречен.
Потом был Днепр, где теперь уже нашим войскам приходилось штурмовать переправы под шквальным огнем противника, создавшего мощный укрепрайон. В одном из боев Пономарева задел осколок вражеской мины. Оправившись от раны, Михаил Петрович вновь встал в строй прославившейся при освобождении Украины и Белоруссии речной флотилии, которая теперь уже называлась Днепровской. Ему и другим наиболее опытным бойцам предложили войти в состав создаваемого на базе флотилии отряда десантников для выполнения специальных операций в речной десант.
В ночь с 11 на 12 июля десант высадился на бронекатерах в город Пинск, где находились до 50 тысяч солдат из элитных дивизий вермахта.
Высадившись на нескольких бронекатерах в порту, десантники стремительно ворвались в город. Вся надежда – на внезапность: пока враг не опомнился, занять выгодные позиции в центре и оборонять их до последнего... Возглавлявший одну из диверсионных групп командир отделения Пономарев заме ни подходящий двухэтажный кирпичный дом на перекрестке в самом центре, дал команду: «На штурм!»...
Бастион и его защитники под командованием сержанта Пономарева держались двое суток, оттянув на себя изрядные силы противника. Одиннадцать раз гитлеровцы при поддержке танков и самоходных орудий с разных сторон бросались на горстку храбрецов! И отходили вспять, оставив, в общей сложности, более десятка сожженных речным спецназом пушек и танков...
Успешные действия десантников в тылу врага оказались как нельзя кстати для наступающих частей 61 и 28 армий и Днепровской военной флотилии, которым утром 14 июля удалось взять Пинск.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 марта 1945 года одиннадцати отважным бойцам речного десанта было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди награжденных был и Михаил Петрович Пономарев, который сражался уже в предместьях Берлина. На подступах к столице рейха шли ожесточенные бои, моряков бросали из одной атаки в другую, приходилось и в рукопашную вступать. Сам не заметил, как был тяжело ранен. Его эвакуировали в разбомбленный авиацией союзников Дрезден. Золотую звезду Героя вручили в больничной палате, за неделю до Дня Победы...